Рождество Иоанна Крестителя
Иоанн Креститель — последний из пророков, предшествующий приходу Христа, Его кровный родственник. Елизавета — мать Иоанна приходилась двоюродной сестрой Деве Марии. Удивительно, что кровная родня Иисуса, кроме Матери, не приняла Его: «нет пророка в своем Отечестве». Второе исключение составил лишь Иоанн.
Иоанн — символ огромного доверия человека к Богу и пример колоссального смирения. И в то же время — нашей, человеческой жертвы.
Родившись за полгода до Рождества Христова, Иоанн вполне мог погибнуть во время Вифлеемского избиения младенцев. Елизавета бежала с ним в пустыню, а отец Иоанна — Захария — не выдал римлянам местонахождения жены и ребенка, за что и был убит. По этой причине Иоанн почти всю жизнь прожил в пустыне. Сам Христос начал Свою проповедническую деятельность после казни Иоанна. Фактически весь путь человечества ко спасению буквально омыт кровью святых и Самого Христа. И эстафета этих жертв непрерывна.
Праздник рождества Иоанна Крестителя, как мне кажется, именно то время, когда нужно спросить себя: «А чего от меня хочет Он? А насколько я прислушиваюсь к Его Голосу?» Разумеется, от большинства из нас никто не требует жертв ценой в жизнь. Но если жизнь христианина есть «стяжание духа», а в полный стакан ничего не налить, то избавление от того, что мешает духу войти в нас, тоже жертва. Причем, жертва ежедневная и до последнего вздоха.
В этом смысле Иоанн — символ полного отречения от себя, своих планов на жизнь, надежд, нереализованных амбиций, наконец, по единственной причине — любви к Богу и человеку. Вряд ли Иоанн сам понимал, какая миссия на него возложена, вряд ли осознавал, что без него не могло быть и Христа, что он тот самый путь — по которому Христос и пройдет. Я сомневаюсь, что Иоанну было открыто и его значение для всего человечества. При этом у Иоанна были сомнения, и его записка к Иисусу, посланная из заточения у Ирода, – этому прямое подтверждение. Но эти сомнения, эти колебания, заложенные в саму природу падшего человека, не помешали Иоанну следовать повелениям Бога.
Внутренний выбор, который стоит перед каждым, этот внутренний вопрос: «Что для тебя важнее: Я или что-то еще?», периодически задаваемый любому идущему, – это своего рода проверка ориентиров, нужная в первую очередь нам самим. Ведь смысл наших «жертв» не в том, чтобы нам было плохо и больно, а в нашем выздоровлении, в обретении нормального, естественного состояния человека эдемского, пребывающего в любви и гармонии.
В смирении Иоанна заключается огромное мужество, мужество отречения от всего, что кажется правильным и чего, в конце концов, попросту хочется. И этой аскезе, аскезе прежде всего духовной, жертве ради любви (к Богу, к ближнему, к себе, наконец) нас и учит Иоанн Креститель.
И если мы иногда мучаемся от того, что не можем полюбить Бога и человека по-настоящему, если у нас случаются торможения на пути, то, вероятно, где-то, в какой-то мелочи, мы пошли навстречу своему «хочу» вразрез с Его голосом. Но ведь пока мы живы, еще совсем не поздно все исправить.
С праздником!
О.Асауляк, Ф.Пирнач. Сила призыва
[audio:silapriziva.mp3|titles=Сила призыва|artists=Франц Пирнач]Анна Глух